ПромСтройКонтракт Контакты:
Адрес: ул. Ростовская, д.18, офис 502 450005 Уфа,
Телефон 1:+7-347-24-60-945, Телефон 2:+7-347-29-25-666 Электронная почта 1: ufa@psk-holding.ru
 

Демонтаж опалубки: как разобрать опалубку перекрытия, стен и фундамента

При выполнении строительных работ с использованием бетона часто применяются опалубочные щиты, при помощи которых специалисты придают форму в соответствии с проектным решением. Наряду с несъемной опалубкой, которая остается после застывания раствора, существуют также съемные варианты щитов, которые после набора прочности бетона полностью убираются. Важно понимать, что демонтаж опалубки – непростая задача, выполнять которую необходимо правильно и в определенной последовательности, что обеспечит безопасность конструкции.

Особенности демонтажа опалубочных щитов

Сегодня крупными застройщиками для возведения зданий все чаще применяются специальные опалубочные щиты многоразового использования и комплектующие для опалубки, которые впоследствии в обязательном порядке демонтируются. Снятие выполняется чаще в тот момент, когда бетон набирает прочность в 50%, что позволяет без рисков снять щиты. Если передержать опалубку, то демонтаж может быть затруднен из-за чрезмерной адгезии бетона и опалубки, в результате чего риск повреждений щитов и креплений возрастает.
демонтаж опалубки
Исходя из требования СНиПа, разборка начинается тогда, когда наступят видимые признаки отхождения щитового листа от бетона, что сигнализирует о выходе влаги. На конечные сроки демонтажа опалубки влияют следующие факторы:
1
температура воздуха
2
уровень влажности
3
тип и параметры бетонной конструкции
4
марка раствора
5
объема загрузки
Внимание! При демонтажных работах не используются электрические инструменты, чтобы исключить риск повреждения как бетонных конструкций, так и щитовых, крепежных элементов.

Демонтаж опалубки перекрытия

При монолитно-бетонном строительстве многоэтажных домов перекрытия чаще всего выполняются литыми, для чего используют специальную опалубку с мощными опорными элементами. В соответствии с требованиями СНиПа демонтаж опалубки перекрытия разрешается выполнять после достижения бетонов набора прочности в 70%. Здесь во внимание принимают следующие правила:
демонтаж опалубки перекрытия
  • при температуре окружающей среды от 30 до 35°С распалубку допускается разбирать через пять дней после заливки бетона;
  • при среднесуточном показателе в районе 20 – 25°С бетонное перекрытие может набрать нужную прочность к концу 7 дня;
  • если температура не будет выше 10°С опалубочные щиты можно будет снять не ранее, чем через 15 дней;
  • при температуре в районе 0°С опалубку можно снимать спустя месяц после заливки бетона.
Разрешение на выполнение демонтажных работ выдается на основании заключения, выписываемого испытательной лабораторией, где анализируются контрольные образцы материала. Прочность бетона должна достигнуть показателя в 80%. Порядок действий включает в себя следующее:
1
Аккуратное отделить борта по всему периметру плиты.
2
Опустить стойки на 4-5 см, чтобы щит лег на них.
3
Отделить поперечные балки в местах стыков щитов.
4
Снять фанерные элементы.
5
Снять продольные и поперечные балки.
6
Удалить стойки, треноги и унивилки.
Осуществлять демонтаж опалубки должны строители, которые выполняли заливку бетонной смеси, но только при согласовании с главным инженером проекта.

Демонтаж опалубки фундамента

При выполнении легкого фундамента, а также сплошной плиты чаще всего также используют опалубку съемного типа, поэтому спустя некоторое время ее разбирают. При демонтаже опалубки фундамента соблюдают осторожность, чтобы не допустить сколов верхней части основания, что может нарушить прочность всей конструкции, а также геометрию фундамента. Здесь можно отметить следующие рекомендации;
демонтаж опалубки фундамента
  • чтобы щиты хорошо снимались, перед заливкой бетона их смазывают отработанным маслом или специальными смазочными материалами;
  • при ленточном основании разбирать щиты разрешается в случае, когда прочность бетона достигнет показателя в 50%;
Чаще всего опалубочные щиты устанавливают на уровне грунта и выше, что облегчает в будущем их демонтаж. Здесь нужно соблюсти следующую последовательность работ:
1
Удаление скруток, снятие болтов и стяжек.
2
Демонтаж угловых элементов и незамкнутых краев.
3
Уборка подкосных компонентов и деталей, обеспечивающих поддержку щитов.
4
Снятие шпилек и скоб.
5
Снятие опалубочных щитов.
Работу выполняют предельно аккуратно, чтоб не повредить ни фундамент, ни опалубочные щиты многоразового использования.

Демонтаж опалубки стен

Если бетонным раствором заливаются стены, что также нередко осуществляется при монолитно-бетонном строительстве многоэтажных жилых домов и промышленных/производственных зданий, щиты опалубки снимаются на 20 день после операции. Точный срок зависит от температуры окружающей среды и конкретных погодных условий. Здесь можно дать следующие советы:
демонтаж опалубки стен
  • фундамент с добавлением бутовых камней застывает быстрее;
  • набор прочности бетона должен достигнуть 80%;
  • при демонтаже опалубки стен также соблюдают аккуратность, чтобы не допустить возникновение сколов.
Важно отметить, что работы по уборке опалубочных щитов выполняются в течение всего дня, а то и 2-х дней, в зависимости от решения главного инженера. Последовательность действий здесь следующая:
  1. Снять угловые детали, на которых нагрузка является минимальной.
  2. Демонтировать бруски и скобы, которыми щиты скреплялись по наружной стороне.
  3. Удалить съемные стяжные компоненты.
  4. Аккуратно и бережно отделить щиты от бетонной поверхности, чтобы ни в коем случае не повредить сетку или щит.
Обычно к работе привлекают не менее 2-х рабочих, поскольку в таком случае они могут помогать друг другу, что снизит риск возникновения сколов при демонтаже опалубки стен.

Заключение

Отметим, что ничего слишком сложного в демонтаже опалубки нет, однако чтобы операция прошла успешно важно действовать аккуратно, а также обязательно соблюдая технологию и регламент, касающийся времени высыхания бетонной смеси. Окончательное решение о демонтаже опалубочных щитов принимается главным инженером проект или прорабом, отвечающим за ход выполнения всех строительных работ на объекте.
технология демонтажа опалубки
Автор статьи
Алексей Довлатов
Ведущий инженер ПСК-Уфа