Как правильно заливать бетон в опалубку?

Заливка бетона в опалубку – ответственная операция, от которой зависят эксплуатационные свойства монолитной конструкции. Надежный фундамент, соответствующий заданным параметрам, получают с помощью правильной заливки и применения качественных материалов.

Что такое опалубка?

смазка для опалубки
Опалубка представляет собой щитовидную конструкцию, внутри которой установлены прутья арматуры для придания дополнительной прочности. В верхней части для равномерной заливки фиксируют шнур. Если используют готовый состав, заливают одним разом.

Опалубка бывает одноразовая(несъемная) и многоразового(съемная) пользования. Первый вид остается в конструкции после застывания бетона. Съемная опалубка каждый раз демонтируется по мере застывания монолита и поднимается на уровень выше.

Готовим состав для заливки

При замешивании бетонной смеси на месте раствор заливают постепенно, утрамбовывая его вибратором.

Приготовление заливки выполняется по следующей технологии:
    • подготовленные ингредиенты перемешивают лопатой или бетономешалкой;
    • наливают воду и перемешивают;
    • готовность раствора определяют по виду консистенции – смесь должна не растекаться, а оседать на лопате.
      Внимание! Для опалубки выбирают бетон марки М200, М300, М400.
      Для обычного замеса берут одну часть бетона и 3/8 части гравийно-песочного состава.Чтобы получить высокопрочный монолит используют 1,5/2 части песка и 2,5/5 щебня

      Заливка

      Форма готового монолита не подается исправлению, поэтому следует соблюдать правила заливки. Опалубку необходимо очистить от грязи, заделать щели. Удалить с арматуры ржавчину. Стальные и пластиковые формы покрыть смазкой, а деревянные – смочить водой.

      Бетонный состав замешивают следующими способами:
      • Ручным – используется при малых объемах замеса. Состав перемешивают лопатой в подходящей по размерам емкости. При замешивании на месте заливка бетона осуществляется по периметру опалубки на высоту полметра. Делают также заливку отдельных участков на высоту опалубки. Для прочного сцепления частей конструкции боковой край монолита скашивают;
      • Автомиксером – доставка смеси в автомашине с вращающимся барабаном. Цемент, наполнитель, песок, воду загружают в емкость в требуемой пропорции в цеху по приготовлению бетонного состава. Автотранспорт доставляет смесь на строительную площадку в назначенный час. Во время транспортировки содержимое вращается в миксере, достигая необходимой консистенции. По прибытию на объект готовый состав сливают в опалубку с помощью рукава или насоса;
      • Бетономешалкой – вмещающей до 150 л жидкого раствора. Лопатой загружают в емкость в виде вращающейся груши ингредиенты с соблюдением пропорции. Такой способ значительно облегчает ручной труд.
      Бетон в большом объеме, доставленный автомиксером, выливают в опалубку одним разом на заданную высоту.

      Уплотнение

      Заливка бетона сопровождается уплотнением каждого слоя. Процедура производится с помощью вибратора – устройства, состоящего из кабеля, металлического цилиндра с сердечником. Под воздействием магнитного поля колебания сердечника передаются цилиндру и вызывают вибрацию.

      При погружении вибратора в смесь происходит равномерное распределение состава, сопровождающееся выделением пузырьков воздуха. Во избежание появления пустот по окончании работы вибратор извлекают в работающем состоянии.

      Поверхность выравнивают правилом или лопатой. При остановке работ возобновить их можно после высыхания бетона – через сутки. Перед следующей заливкой поверхность смачивают водой. Чтобы получить монолитную конструкцию требуется непрерывная заливка.

      По завершению заливки поверхность накрывают строительной или полиэтиленовой пленкой. В теплое время года её необходимо периодически увлажнять. В зимний период используют утепление электрообогревом, минеральной ватой или пенопластом. Полное высыхание смеси происходит через четыре недели.

      Распалубку начинают с раскручивания болтов, снятия проволоки. Далее разъединяют и отделяют от монолита щиты, стойки. Удаляют туры, вышки, опорные стойки.

      Автор статьи
      • Алексей Довлатов
        Ведущий инженер ПСК-Уфа