Опалубка перекрытий - виды, особенности, монтаж

Современное монолитное строительство невозможно представить без использования опалубки, необходимой для придания строительным конструкциям необходимой геометрии и уплотнения бетона. Особенно важны опалубочные элементы для создания пола или плит перекрытий. Именно с их помощью необходимые части зданий могут создаваться прямо на месте их установки.

При разработке опалубки плит перекрытий учитываются повышенные требования к прочности элементов, обусловленные высокими деформационными нагрузками на изгиб. Детали должны без проблем выдерживать существенные воздействия, легко монтироваться и быть абсолютно безопасными для находящихся на площадке рабочих.

Основные виды и их особенности

Опалубкой перекрытий называют временную опорную конструкцию, которая позволяет создать каркас для заливки цементного раствора по нужным размерам. Основная задача – обеспечить условия для формирования ровной горизонтальной монолитной поверхности.

Устройство опалубки перекрытия включает в себя создание системы из нескольких элементов, последовательно соединяемых друг с другом. Используются специальный стойки, балки, фанерные листы и т.д.

Есть несколько разновидностей рассматриваемой системы, которые различаются между собой предельными нагрузками, высотой, габаритами, а также конструктивными особенностями.
Основные виды подобной оснастки:

  • Рамная. Весьма прочная, надежная и достаточно простая в сборке система. Предполагает использование прямоугольного каркаса из сваренных труб. Такой подход не только ускоряет монтаж, но также способствует повышению общей устойчивости. Вариант подходит для нагрузок до 5 кН (высота работ до 20 метров).
  • Опалубка на объемный стойках. Отдельная разновидность, имеющая в основе набор вертикальных и горизонтальных труб с толстыми стенками. Дополнительно каркас усилен при помощи ригелей. Решение для строительства на значительной высоте до 40 метров.
  • Система на телескопических стойках. Чаще всего в состав такой системы входит вертикальная раздвижная стойка, включающая в себя две трубы. Внутренняя труба выдвигается для достижения нужной высоты, а потом фиксируется при помощи специализированных крепежей. Использовать ее можно на высоте не более 5 метров, что несколько ограничивает их применение. К тому же, допустимая толщина монолитной конструкции снижается по мере увеличения высоты.

В большинстве случаев опалубка состоит из следующих элементов:

  • опора, в роли которой может применяться домкрат, специальная тренога или башмак;
  • балки с двутавровым сечением, с помощью которых осуществляется создание обрешетки;
  • объемная или телескопическая стойка;
  • рама, созданная из металлических прутьев, балок или отрезков труб;
  • доборная стойка, необходимая для корректировки высоты;
  • ригели, обеспечивающие повышение прочности и устойчивости всей конструкции;
  • основное полотно палубы, которое может быть создано из пластмассы, текстолита, профлиста или фанеры;
  • унивилки, отвечающие за фиксацию продольных или поперечных балок;
  • лестница, необходимая для доступа к рабочей области заливки бетона.

Порой этот комплект дополняется набором домкратов, которые устанавливаются у основания стоек. Они необходимы для выравнивания опор, а также контроля высоты.

Требования к опалубке плит перекрытия

Любая опалубка необходима для придания строительной конструкции необходимой формы, предотвращения деформаций и обеспечения высокого уровня безопасности для всех окружающих. Именно исходя из этого формируется список основных требований, которые предъявляются к опалубке плит перекрытия:

  • Высокая прочность. Система должна хорошо справляться даже с очень большими нагрузками, предотвращая деформацию цементного раствора.
  • Устойчивость к внешней среде. Все элементы создаются таким образом, чтобы они могли долго служить даже при длительном воздействии влаги, ультрафиолетового излучения, химикатов и т.д. Особое внимание уделяется защите от коррозии.
  • Герметичность. Опалубка должна создавать прочную цельную форму без стыков/щелей, через которые может просачиваться бетонная смесь.
  • Простота монтажа. Важно, чтобы вся конструкция устанавливалась без каких-либо сложностей, а также легко адаптировалась к изменению размеров или формы перекрытий.
  • Долговечность. Элементы обязаны на протяжении долгого времени сохранять свои свойства, позволяя многократно использовать их на самых разных объектах.

Помимо этого, также стоит обращать внимание на стоимость опалубки. Система должна быть относительно недорогой, чтобы у застройщика не возникло соблазна отказаться от покупки, тем самым снизив затраты, игнорируя негативное влияние на безопасность работ и качество результата.

Не менее важно убедиться в том, что система в собранном виде будет устойчива к опрокидыванию даже при достаточно сильных воздействиях.
Телескопическая опалубка перекрытий

Монтаж и демонтаж

Важнейшим этапом является расчет опалубки перекрытия, который обязательно проводится непосредственно перед подбором элементов и монтажом. При помощи технических методик и формул оценивается нагрузка, которая будет действовать на конструкцию в процессе эксплуатации. Лучше всего доверить расчеты опытным специалистам, которые смогут рассмотреть все особенности конкретного строительного объекта и учтут все нюансы. Ведь от того, насколько правильно удастся оценить будущую нагрузку, напрямую зависит прочность и долговечность всего строящегося объекта.

Рассматривая стандартные перекрытия толщиной 200 мм обычно отталкиваются от стандартных параметров:

  • продольный шаг стоек равен 2 м;
  • ряды расположены на расстоянии 0,25 м;
  • шаг поперечных брусьев равен 0,625 м при расположении элементов строго под углом в 90 градусов;
  • расстояние от стойки до стены – не меньше 0,25 м.

Приступать к возведению перекрытий зданий можно после того, как будут созданы основные колонны и несущие балки. Отдельно стоит уделить внимание предварительной установке специальной подложки для выравнивания пола.

Алгоритм монтажа:

  • Установка первого ряда стоек. Элементы располагаются в соответствии с расчетами, после чего на них фиксируется продольный брус для фиксации к стене.
  • Выравнивание основания. Для этих целей используются специальные подкладки или домкраты. Если необходимо выровнять положение стоек, применяют различные отвесы.
  • Монтаж следующих рядов по аналогичной системе.
  • Установка поперечных брусьев. На этом этапе нужно проверить правильность их расположения пока что без жесткой фиксации.
  • Создание диагональных раскосов. Элементы располагаются между стойками каркаса.
  • Монтаж горизонтальных щитов. В большинстве случаев используется универсальная влагостойкая фанера. Элементы укладываются с учетом расположения швов на продольно расположенных брусьях.
  • Установка боковых щитов. Аналогично фиксируются щиты на стойках.
  • Проверка прочности. Сразу после завершения монтажа всех элементов необходимо внимательно осмотреть всю конструкцию, проверить надежность крепежей и устранить все щели.

Очень важно убедиться в том, что созданная форма герметична, не имеет каких-либо щелей. Это необходимо для предотвращения вытекания бетонного раствора в процессе застывания.
Опалубка плит перекрытий
Как только система будет собрана, можно приступать к бетонированию. Разбирать же опалубку нужно в тот момент, когда строительная конструкция уже приобрела необходимую прочность и может сохранять свою геометрию без использования сторонних материалов.

Если условия благоприятные (температура воздуха от +10 градусов, а влажность не более 70%), то демонтировать опалубку можно уже через две недели после заливки смеси. Однако стандартный срок снятия составляет 28 дней, так как этого периода достаточно для того, чтобы бетон набрал необходимую прочность практически в любых условиях. Только в этом случае можно гарантировать безопасную эксплуатацию.

Стоит учесть, что в зимний период при низкой температуре воздуха время набора бетоном нужной прочности увеличивается. Если строительство осуществлялось при температуре воздуха ниже +5 градусов, опалубку рекомендуется демонтировать как минимум через 35-45 дней.

Процесс набора нужной прочности зависит не только от температуры воздуха и влажности, но также от марки используемого бетона. Традиционно, ускорить процесс можно путем повышения температуры или влажности. При этом, чем толще плита, тем больше времени потребуется на упрочнение. Армирование, а также специальные добавки в бетонную смесь нередко дают возможность значительно сократить период снятия опалубки.

Набравший необходимую прочность бетон должен быть твердым, не поддаваться деформациям и не прогибаться под своим весом. При простукивании молотком такой материал должен издать характерный звонкий звук.

Настоятельно не рекомендуется снимать опалубку раньше положенного срока, так как это может привести к прогибанию или даже разрушению строительной конструкции. Также не стоит выполнять демонтаж в дождливую погоду или в условиях значительного перепадов температур. Любые загрязнения, мусор или наплывы с поверхности бетона обязательно удаляются заранее.

Демонтаж опалубки перекрытия выполняется постепенно, без резких движений. Сначала немного опускаются стойки, после чего снимаются главные балки, щиты. Только затем приступают к удалению второстепенных балок, вилок, треног и самих стоек. Когда все элементы будут удалены, готовая плита обязательно осматривается на предмет повреждений или каких-либо дефектов. Только спустя 15-20 дней допускается продолжение строительных работ.

Заключение

Установка опалубки перекрытия позволит получить качественную, прочную и идеально ровную поверхность необходимых размеров. Благодаря им можно практически без ограничений использовать бетон высоких марок, тем самым гарантируя долговечность здания.

Опалубка применяется при возведении офисных, промышленных или жилых зданий самой разной высоты. Благодаря современным технологиям удается создавать перекрытия со сложной геометрией, с выступами, арками и тому подобными деталями. А за счет того, что хорошее оборудование может применяться несколько раз, весьма ощутимым оказывается снижение расходов на строительство объектов.

Вас может заинтересовать

Автор статьи
  • Алексей Довлатов
    Ведущий инженер ПСК-Уфа